Оголовок дымовой трубы функционирует в самых неблагоприятных условиях, поскольку он расположен на периферии, где происходит конденсация и осаждение вредных компонентов отработанных газов, и одновременно подвергается температурным нагрузкам.
По этой причине большое внимание уделяется обеспечению конструктивной прочности головки путем придания стенкам большей толщины, чем основание башмака, и дополнительного усиления железобетонных труб.
Для защиты от воздействия агрессивных газов наружная и внутренняя поверхности оголовка покрываются защитными материалами, а сам оголовок изготавливается из кислотостойкого кирпича или, в случае металлических дымоходов, из коррозионностойкой стали.
Оголовок железобетонной дымовой трубы защищается сверху колпаком из ферросплава или кислотоупорной керамики. Колпак состоит из отдельных звеньев, последовательно расположенных на растворе с уклоном внутренней поверхности трубы вниз.
Поскольку оголовок трубы является одновременно и важным элементом архитектурного решения, следует помнить, что он обычно выполняется в виде консольного карниза, свободного от рядов кладки в кирпичных трубах и в виде горизонтальных поясов, углублений и выпуклостей в бетоне в железобетонных трубах.
Схема головки дымовых труб и защитный колпак
а - кирпичной; б - монолитной железобетонной; в - сборной железобетонной; г - защитный колпак; 1 - головка трубы; 2 - подливка из цементного раствора; 3 - основное звено колпака; 4 - конечное звено колпака; 5 - кирпичная футеровка.